Отца Петра Ивановича звали Иоганнес Янович (в метрической записи о рождении), в разных документах встречалось разное написание имени: Юган Юганович, Иоанн, Иоганнес Янович и Иван Иванович в русской версии. В начале 20 века, примерно в 1908 году он уехал из Эстонии через Одессу морским путем на Дальний Восток. Его старший брат Александр приехал туда раньше вместе с женой. На Дальнем Востоке Иоган познакомился со своей будущей женой Лизой Вирак (Елизаветой Денисовной), венчались они в 1910 году в лютеранской церкви Святого Павла г. Владивосток. Жить начинали с нуля в землянке.
Отец моего мужа, Линде Петр Иванович, родился в Лифляндии на Дальнем Востоке в 1929 году. Незадолго до своей смерти Петр Иванович пришел к нам и рассказал о жизни своей семьи. Я с 2007 года активно общалась и переписывалась со всеми родственниками, которые рассказывали нам подробности истории семьи Линде.
Из родившихся в браке детей выжили 9, остальные умерли в младенчестве. 1) Генрих, 1910 г.р. 2) Альма, 29.04.1911 г. 3) Филипп, 1912 г. 4) Вилеминне, 4.07.1914 года 5) Эрна, 1917 г. 6) Сальма, 22.01.1919 г. 7) Генрих, 9.08.1921 г. 8) Мария, 7.04.1923 г. 9) Бенита, 20.05.1926 г. 10) Петр, 10. 06.1929 г. 11) Элла,10.09.1931 г.р.
В конце двадцатых годов семья Линде жила уже хорошо. Хозяйство было крепкое. С 1933 года на Дальнем Востоке проводилась паспортизация населения, во время которой большой семье Линде не по собственной воле пришлось покинуть Лифляндию. Об этом событии мы можем судить только по рассказам старшего поколения.
Как рассказывал нам Линде Петр Иванович, из райцентра уполномоченный привез разнарядку «на раскулачивание». Видимо, уполномоченный обратился к Иогану Линде, чтобы тот сказал, кто у них в селе кулак. Иоган ответил ему, что у них в селе кулаков нет. «Тогда ты сам кулак», — сказал уполномоченный. Всю семью арестовали и увезли в район вместе с шестерыми детьми, самому младшему Пете было всего четыре года.
К счастью, следователь, к которому попала семья Линде, оказался знакомым эстонцем. Он позволил им уехать, причем советовал ехать как можно скорее за границу Шкотовского района. На двух подводах семья Линде вынуждена была срочно уехать с обжитого места. А про эстонца, который спас семью Линде, известно, что он впоследствии был расстрелян. Жаль, что мы не знаем имени человека, который спас нашу семью.
На Дальнем Востоке остались три старших дочери: Альма, Вилеминне и Эрна, которые к тому времени вышли замуж. Там же остались родители Елизаветы Денисовны Вирак Тенис и Мария и младший брат Карл Вирак, 1896 г.р.
Во время переезда семья Иогана потеряли все свое имущество. Ехали через всю страну на Северный Кавказ, где были эстонские поселения. Приехали в Успенский район Краснодарского края. Из письма дочери Марии Линде Галины Петровны Бондаревой: «Здесь был страшный голод. Они приехали почти без вещей с тем, что было на них, ведь багаж пропал. Дедушка оставил семью в Коноково, а сам пешком за 25 км, пошел в Леоновку (теперь Ново-Урупское). Там было немного получше, купил там небольшую хату и на какой-то бричке перевез туда семью. Что выживали трудно,- значит, ничего не сказать – еле выжили…
Дедушка Иоган Янович (Иван Иванович) был хороший плотник и основной кормилец большой семьи. Он был очень добрый и спокойный человек. Бабушка Елизавета Денисовна была большая хлопотунья и очень много чего умела делать. Она и шила, и вязала, умела шерсть расчесать и спрясть нитки, умела и половички ткать, а еще она знала очень много эстонских песен».
Из воспоминаний Бениты Ивановны Цыганковой: «По природе мама была здорова, крепка, трудолюбива, с твердым характером. С отцом они жили в дружбе и согласии. Отец был на 2 года моложе мамы, но тяжелая физическая работа в колхозе подорвала здоровье. Летом 1935 г. в жару крыли крышу на животноводческой ферме. Выпил холодной воды с колодца, простудил горло, приключился рак пищевода. Два года пролежал в постели и в 1937 г., в 49 лет, умер.
Все тяготы легли на маму, жизнь усложнилась. Надо было содержать детей, кормить, учить. Дети все тоже летом во время каникул работали в колхозе. Трудно было. Кроме всего этого она ходила на работу в колхоз, успевала по дому прясть, вязать, ткать, шить. Ночью проснешься, слышишь, цокают спицы, на темную, керосина не было, за ночь кому-то новые чулки, носки вывяжет. Чем бы ни занималась, все сопровождалось пением. Песни чаще пела свои о детстве, о Родине, шуточные на родном языке (эстонском). Я не помню, чтобы она когда-нибудь плакала».
Елизавета Денисовна Линде прожила долгую и трудную жизнь. Она умерла в 1990 году, когда ей исполнилось 104 года, В тяжелейших условиях она вырастила достойных и очень дружных между собой детей. В памяти ее потомков она всегда будет примером того, что нельзя позволять себе опускать руки в любой самой трудной ситуации.
В самом начале наших поисков нам встретилась в интернете публикация Машкова Юрия Александровича – писателя и краеведа из города Большой Камень. Мы обратились к нему с просьбой помочь найти сведения о наших родственниках. Юрий Александрович провел целое расследование. Благодаря ему мы узнали историю переселения эстонцев на Дальний Восток. Он прислал нам списки переселенцев, которые поселились в разных бухтах, в том числе и наши родственники. Также он прислал нам книгу Анатолия Рекк-Лебедева «Дальневосточная Лифляндия», карты побережья с названиями бухт и несколько фотографий начала 20 века и современной Южной Лифляндии. Мы выражаем огромную благодарность Юрию Александровичу за проделанную им работу и за то, что он с таким вниманием отнесся к нашей просьбе.
Во второй раз нам повезло, когда мы встретили в интернете книгу Елены Бельцовой «Корни. Семья Шоберг от Эстонии XVIII века до дальневосточной Лифляндии XX века». В книге и на сайте Елены Бельцовой нас ожидало много открытий. Например, из списка жителей д. Лифляндия по состоянию на 1907 год мы узнали имена родителей Елизаветы Денисовны. Из тех же списков мы узнали, что у Елизаветы Денисовны был брат Карл, младше ее на 11 лет, а также сын Елизаветы Денисовны, по имени Юганнес Оттомар (примерно 1906 г.р.). В той же книге Елены Бельцовой мы нашли упоминание о том, что Вирак Карл был арестован в 1933 году, так как «имел крупное кулацкое хозяйство». В книге есть школьные фотографии, одна из которых сделана в 1930 году. На ней мы нашли четверо детей по фамилии Линде
Прочтение этой книги побудило нас к дальнейшим поискам сведений о семье Линде и мы выяснили что до переселения Иоганн Янович Линде жил в Эстляндской губернии Везенбергском уезде, а Лиза Тенисовна Вирак жила в Лифляндской губернии Перновском уезде волости Такерорт.
С 2022 года историей семьи Линде активно занимаются наши дети, в том числе дочь Марина делает запросы в разные архивы, уточняя даты жизни наших родственников. О некоторых из них мы знаем очень много, о некоторых — почти ничего. Старшее поколение семьи Линде ушло, и теперь не у кого уточнить интересующие нас сведения. Например, про Эрну Ивановну Линде мы знаем то, что она родилась 18 мая 1917 года по старому стилю (согласно записей в метрических книгах). В книге Рекк-Лебедева «Дальневосточная Лифляндия» мы нашли упоминание о том, что Линде Эрна вышла замуж в 1933 году за Краснова Николая Федоровича.
Немного знаем про Альму Ивановну. Хотелось бы узнать о них побольше: какое образование они получили, где и кем работали, какие у них были увлечения. Вообще интересно все. Почти ничего не знаем про Карла Вирак. Мы делали запрос в Государственный архив Приморского края, и нам прислали Архивную выписку из протокола заседания Президиума Шкотовского РИКа ДВ края от 09.05.1931 № 11 о лишении избирательных прав совместно с членами семьи Вирак Карла Денисовича, с. Лифляндия, по ст. 15 п. /г/ за систематическое применение наемного труда, за сдачу земли на кабальных условиях. Имеет батраков. С/х налога 400 р. 50 коп.
Может быть, откликнутся дети, внуки и правнуки семьи Линде и Вирак. Мы будем очень благодарны всем за любую информацию о наших родных.